Ибн аль Фарид. Краткое жизнеописание





Большая советская энциклопедия

Ибн аль-Фарид Абу Хафс Омар ибн Али ас-Сади

(1182, Каир, - 1235, там же), арабский поэт-суфий. Его небольшой диван - один из популярнейших сборников арабской поэзии. Наиболее известны произведения: «Винная песня» и «Большая таийя» - касыда, состоящая из 760 бейтов, в которой выявился суфийский пафос поэта. Постоянно воспевал любовь, отсюда его прозвище - «султан аль-"ашикин» («царь влюблённых»).






Энциклопедия Кругосвет

АЛ-ФАРИД ИБН

(1181–1234), арабский суфийский поэт. Родился в 1181 в Каире, в благочестивой семье, заботившейся о богословском образовании сына, обучавшемуся шафиитскому (шафииты – сторонники одной из четырех религиозно-правовых школ, придерживающихся умеренных, компромиссных взглядов) праву – шариату. Позже обратился к суфизму и несколько лет провел в уединении на горе Мокаттам (под Каиром), занимаясь аскезой и предаваясь размышлениям. После смерти отца, при котором он находился некоторое время, прервав отшельничество, Ибн ал-Фарид вернулся к аскетической жизни и странствиям в поисках истины. Около пятнадцати лет провел в Мекке. В Каир возвратился с почетом, как ревностный служитель религии. Читал проповеди в ал-Азхаре, соборной мечети Каира, которые часто посещал султан ал-Камиль. Умер Ибн ал-Фарид в Каире в 1234. Был похоронен у подножья горы Мокаттам в «долине немощных».

Тонкий, впечатлительный человек, не отступавший от канонов аскезы, Ибн ал-Фарид стремился достичь состояния единения с Богом («вахда»). Для обретения такого состояния суфии ограждают себя от мира, умерщвляют плоть, предаются «зикру», т.е. повторению определенных формул, слов, сопровождаемому иногда музыкой, танцами. Этот ритуал помогает пройти путь («тарикат») к конечному состоянию «фана», в котором к суфию приходит откровение («кашф») и его взор озаряется видением Истины. Совершается любовное соитие любящего с Возлюбленной, с Богом. Тема страстной любви, в которой любящий теряет свое «я», пронизывает всю поэзию Ибн ал-Фарида.

Наиболее известными циклами стихов, выражающих мистические искания Ибн ал-Фарида, являются Винная касыда и Путь праведника (или Большая таийа). Винная касыда представляет собой гимн вину, погружающему человека в состояние отрешенности от мирских дум и забот и близком к «фана». Поэтому вино, виночерпий и опьянение, виноградная лоза становятся поэтическими символами суфийского «пути». «Тело – наш виноградник, а дух в нас – вино», «Мне сказали, что пьют только грешники. Нет! Грешник тот, кто не пьет этот льющийся свет», «Мне открывает тайну опьяненье, закрытую для трезвого ума» (перевод З.Миркиной). В сочинении Путь праведника рисуются мучительные переживания, сопровождающие восхождение к Богу. Ибн ал-Фарид – один из немногих поэтов-суфиев, а может быть и единственный, кто смог так остро и точно выразить, что путь к Богу (как у Христа путь на Голгофу) идет через страдание, боль, муки, через отказ от покоя. «Что мне покой? Не любя и не веря, жить? – Свой покой я бросаю в пожар... Радость горенья, богатство потери!...», «Сладкая боль – бесконечность терпенья, тайная рана – богатство мое». Он пишет о «счастье муки», о священном и неистовом огне любви, в котором может сгореть возлюбленный (как мотылек, летящий на огонь свечи и сгорающий в нем, – еще один из суфийских образов), о любви, подобной смерти. И эта любовь, эти муки отрешения от своего «я» должны привести к единению с Богом, лицезрению Истины. «Я сам исчез, и только ты одна моим глазам, глядящим внутрь, видна. Так, полный кубок пригубя, себя забыв, я нахожу тебя».

Ибн ал-Фарид, страстно стремившийся к растворению в Боге, оставался мыслителем. Сознание оставалось для него барьером, препятствующим переходу за черту, где происходит полная утрата себя в объекте любви, подлинное единение любящего с Возлюбленной, но и реальная гибель, смерть. Сознание возвращало его к его «я». отрывало от Бога, разрушало единство: «Когда ж, опомнясь, вижу вновь черты земного мира, – исчезаешь ты». И Бог-Возлюбленная бросает ему гневный упрек. «Но ты не входишь, ты стоишь вовне, не поселился, не живешь во мне. И мне в себя войти ты не даешь, и потому все эти клятвы – ложь. Как страстен ты, как ты велеречив, но ты – все ты. Ты есть еще, ты жив».

Было немало суфиев, которые переступали порог жизни и смерти, соединяясь таким образом с Богом, к которому были устремлены. Ибн ал-Фарид, подобно другим мыслителям, пережившим опыт мистического постижения Истины (ал-Газали, Ибн Араби, Ибн Сина), сохранял свое разумное «я» и попытался описать пережитое им состояние близости к Бытию, Единому, Богу. Это переживание помогло ему выработать особое, свойственное суфиям, отношение к миру, понимание себя как личности, понимание веры как веры личной, обретенной в мучительных поисках, а не готовой, предложенной богословами. Эту веру Ибн ал-Фарид готов был отстаивать, отвечая за нее только перед Богом. «И пусть меня отторгнет целый свет! – Его сужденье – суета сует. Тебе открыт, тебя лишь слышу я, и только ты – строжайший мой судья». Глубина переживаний, мысли, выраженные в поэмах Ибн ал-Фарида, эмоциональное напряжение, пронизывающее его стихи, определили их уникальность – они справедливо считаются шедеврами средневековой арабской поэзии.






Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ибн-аль-Фарид

(Омар-Абу Хафс ибн-Абиль-Хасан Али-Шерефеддин) ≈ знаменитый арабский мистический поэт; родился в Каире 1180 или 1181 г., ум. там же 1234 г. Одаренный от природы чрезвычайной красотою, он, тем не менее, сделался учеником аскетов и затворился в мечети Эль-Азгар, чтобы погрузиться в созерцание божества. Египетский султан Meлик Камиль звал его ко двору, обещая сделать верховным судьей Египта, но И.-аль-Фарид решительно отказался. Не принимая пищи по несколько дней, он впадал в долгие мистич. экстазы, не чувствовал ничего земного, слышал небесные голоса, и в этом состоянии экзальтации писал стихи, которые еще при жизни автора пользовались всеобщей славой. Он несомненно первый между араб. суфийскими поэтами, но иные упрекают его за чудовищную бесцеремонность, с какой он проводит параллели между любовью к Богу и любовью плотской. Являясь представителем западной ветви суфизма, И.-оль-Фарид все-таки более других арабов подходит к суфиям восточным, персидским, удалившимся от исламских догматов. Все стихотворения И. были собраны в сборник "Диван" его внуком Алием, который составил и биографию деда. "Диван" имел много комментаторов и издавался на Востоке много раз, как, напр., в Булаке 1813 и 1843 г., Дамаске 1840 г., Алеппо 1841 г., Бейруте 1866 г., Каире. В Европе известны издания марсельское (1853) и парижское (1855); последнее, кроме араб. комментариев, снабжено также французским предисловием абб. Барже (Barges). Издания и переводы частей "Дивана": Хемриййет ("Песнь о вине") ≈ нем. перев. Гаммера, в "Меркурии" Виланда, и франц. перевод Гранжере де Лагранжа: "Extraits du Divan d'Ibn-F." (П., 1823); поэма "Таиййет" роскошно издана с нем. перевода Гаммера, под заглав. "Das arabische Hohe Lied der Liebe" (B., 1854). Маленькая "Таиййет", по рукописям лонд. и СПб., издана Г. А. Валлином в Гельсингфорсе: "Carmen elegia cum Ibnul Faridhi cum. comment. Abdulghanii" (1850). На русский яз. "Песнь о вине" перев. И. Н. Холмогоровым в "Очерке истории арабской литературы" ("Всеобщ. ист. лит." Корша и Кирпичникова).

Ср. Руссо, "Parnasse oriental" (Алжир, 1841); Гаммер, "Lit.-Gesch. d. Arab." (т. VII); С. де Саси, "Chrestomathie arabe" (П., 1826). А. Крымский.







Описание просветления
Произведения






Хостинг от uCoz